12 марта 2018 г.
Крис Миллер | The Wall Street Journal
Повторяет ли Путин ошибки Брежнева?
«Какой способ завоевать голоса россиян надежнее, чем пригрозить США ядерной атакой?» — задается вопросом Крис Миллер, профессор Университета Тафтса (США) и автор книги «Путиномика: власть и деньги в оживающей России» (Putinomics: Power and Money in Resurgent Russia), в статье для The Wall Street Journal.

«Ядерное фразерство Путина имеет целью оживить тоскливую, тщательно спланированную президентскую кампанию», — полагает он.

«Российская Конституция говорит о том, что следующий шестилетний президентский срок должен быть последним для Путина, но он может изменить правила в подражание председателю КНР Си Цзиньпину. В его 65 лет ему почти точно предстоят еще десять или больше лет активной публичной жизни. Но он уже побил один рекорд: в этом году он превзошел Леонида Брежнева, который находился у власти с 1964 года до своей смерти в 1982 году, в качестве самого долговременного главы Кремля со времен Иосифа Сталина», — говорится в статье.

«То, что он теперь вынужден оказаться в исторической компании Брежнева, возможно, не слишком-то льстит Путину. В последние годы Брежнева Советский Союз погрузился в десятилетие стагнации, от которой он так и не оправился. Путинская Россия вступила на похожий экономический путь. Сейчас Кремль компенсирует внутренние проблемы внешнеполитической показухой», — рассуждает автор.

«Когда Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году и попытался придать новые силы советской системе, она была слишком закостенелой, слишком хрупкой, чтобы выжить», — полагает он.

«В течение двух десятилетий Путин расширял свою личную власть, основываясь на теории о том, что единственной альтернативой его железной хватке является хаос», — говорится в статье.

«Возможно, он прав. Передача политической власти может пройти гладко, в соответствии с российской Конституцией. А может — и нет. Когда Борис Ельцин передал власть Путину в 1999 году, что было последним таким примером, все прошло без проблем, но Ельцин был болен и дискредитирован, так что не представлял собой угрозы», — рассуждает Миллер.

«Уход Путина может быть более сложным. На посту президента он урезал автономию регионов и утвердил контроль из центра. Его преемнику, которому придется добиваться поддержки региональных лидеров, возможно, придется обратить вспять эту централизацию власти», — пишет автор. Только 25 лет назад избиратели Татарстана поддержали референдум, провозглашавший их регион «суверенным государством» и требовавший большей автономии от Москвы, напоминает он.

«Многие россияне недовольны статус-кво, но большинство думает, что уход Путина может ухудшить ситуацию. Тем не менее, российское руководство также знает, что откладывать перемены — все равно что закрывать крышкой бурлящий котел», — говорится в статье.

«Другими словами, нет необходимости внимательно следить за тем, что обещает быть самой скучной в истории России президентской кампанией», — полагает автор. «Настоящий вопрос заключается в следующем: что будет дальше?» — считает он.

Источник: The Wall Street Journal