Обзор новостей, Новости мира, Новости Украины, Новости России

Мебель в Днепропетровске,

Гостиные, Спальни,

Мебельные стенки в Днепропетровске

#067 3 060 313

 

 

 

 

Главная — Блоги — Блог Виктории Бавыкиной — 22 ноября 2018, 17:55
(Не)возможность диалога
Дискуссия, многоголосие и множественность позиций, а также другие проявления плюральности, созвучные с небезразличием и включенностью, – однозначно положительные процессы. На ранних стадиях своего существования количество таких коммуникационных вспышек даже может затмевать их качество. Наконец-то кто-то говорит, наконец-то много мнений, реакций, которые как вода в сухую землю. Но период превосходства количества над качеством не может быть затяжным – иначе дискуссии на самые «острые» темы перейдут из разряда продуктивных дебатов и коммуникационного инструмента в поединки эго и красноречия.

Тут уже побеждает тот, у кого хватает терпения отбиваться и из раза в раз выдумывать новые аргументы, обращая их в колкую, остроумную и порой оскорбительную форму. В этом болоте перверсивного подобия диалога застревают спорящие стороны и наблюдатели, для которых fb-перепалка становится новой формой современного сериала. Именно таким сегодня выдается (или постепенно превращается) общественно-виртуальный диалог вокруг тем украинского искусства и культуры. Любой прецедент перерастает в чересчур эмоциональные fb-посты с попеременной коллективной травлей кого-то из участников первичного события.

Виктория Бавыкина Виктория Бавыкина , Арт-критик, куратор
Facebook Twitter
Украинский павильон на Биеннале в 2015 годуФото: www.facebook.com/PinchukArtCentre Украинский павильон на Биеннале в 2015 году
Ситуация с Венецианской биеннале (критериями отбора, проектами и т.д.) за пару дней успела отпачковаться и породить совсем другую историю, которая уже стоит особняком от своего родителя. Снежный ком, в котором смешались остроумные мэмы из монолога Арсена Савадова, редкие аргументированные разборы ситуации и сражения за свое мнение, репрезентует украинский процесс лучше, чем проект Открытой группы с украинским самолетом «Мрія».

Бесконечная словесная перепалка очень редко предполагает аргументы и желание диалога. Главная цель – захватить виртуальное пространство смыслов. Для чего? Непонятно. Популярная позиция, распространенная в кругах культурного сообщества, осуждающая праворадикальные движения и тем самым защищающая необходимость множества голосов и мнений, оказывается, не действует «у себя дома». Любая инаковость (концептуальная, поведенческая), которая выходит за эфемерное понятие нормы, поддается тотальной травле методами хамского абьюза, используемыми всеми сторонами конфликта. Механизм публичной порки запускается мгновенно, как только появляется искра. Трибунал сразу же переходит на личности, унижения, припоминание всех прошлых и будущих грехов, что скоро закостенеет в качестве отечественного варианта критики. Возможность общественной дискуссии моментально нивелируется возможностью публичной мастурбации на себя самого. Всем заправляет интенция задавить и унизить, непременно продемонстрировав все свои вербальные таланты.

Читайте: Венецианский скандал: что происходит вокруг украинского павильона на биеннале
Одна из функций современного искусства, которая заключается в переопределении публичного пространства, не заканчивается на художественных проектах и жестах, а продолжается в поле коммуникации профессионального сообщества, где должны устанавливаться более адекватные времени механизмы диалога. Но в большинстве случаев «изменения» в диалогическом поле сегодня происходят за счет постоянного раскачивания маятника – от полной виктимизации до демонизации всех сторон, участвующих в коммуникации. Новое политическое измерение дискуссии от исключительно кулуарных обсуждений трансформировалось в конкурс «кто дальше плюнет».

Конкуренция в поле культуры, как и в любой другой сфере, способствует развитию. Но пока что украинское культурное сообщество играет лишь в гибридную форму соперничества, где сталкиваются не проекты, а «недооцененные» эго их создателей, тем самым приостановив возможность совместной работы и дискуссий (допуская их исключительно в кругу единомышленников), но развивая мастерство оскорбления и насмешки. Борьба за символические ресурсы, место на воображаемом олимпе, звание, кто же больше «ущемлен» в сегодняшнем украинском искусстве, скорее всего прекратится сама собой, когда это наскучит даже самым активным ее участникам.

И уже после появится возможность перейти на уровень аргументированной критики (конструктивной, а не уничижающей), диалога не в стиле «петушиных боев», а с уважением другого и наличием понимания, что все имеют право на мнение, позицию и ошибку. Такое уважение не должно содержать отвратительно-положительное отношение ко всем вокруг, а лишь позволит случиться такому долгожданному разделению личного от профессионального, что будет способствовать развитию адекватного разговора, который даже при наличии жесткой критики не будет вызывать чувства тошноты.

Виктория Бавыкина Виктория Бавыкина , Арт-критик, куратор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter
ТЕМЫ: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ
Facebook Twitter
ДРУГИЕ ЗАПИСИ БЛОГА:

Уличные диалоги об искусстве: кому принадлежит публичное пространство?
07 сентября, 15:45

Читайте также
Михайло Поживанов
Невеселі яйця: куди йдуть агродотації
Агрохолдинг радника президента, починаючи із січня, отримав більше третини від усіх передбачених у бюджеті коштів на підтримку сільського господарства. 11:18
Андрей Довбенко
Почему больше не важно быть «первым»: как развивается венчурное инвестирование в Украине
Создание рынка венчурного инвестирования по международным стандартам – это едва ли не ключевая инновация, на которую нам нужно работать. 16:05
Оксана Сироїд
Про страх і брехню. Або чому система не змінюється
Якщо журналісти дають майданчик для ширення страху і брехні, то вони допомагають збереженню системи. 18:36
Ілля Несходовський
«Поштова контрабанда»: дозволити не можна обмежити?
Скасовувати мінімальний безподатковий поріг для посилок ще надто рано, але це не звільняє державу від обов’язку боротися зі схемами «поштової контрабанди». 10:09
Андрей Миселюк
Украинцы разочаровались в борцах с коррупцией
За четыре с лишним года бурной антикоррупционной активности украинцы не видят положительных сдвигов в борьбе с коррупцией. 11:47
Георгий Тука
Чому Росія колотиться в істеричній конвульсії при згадках про ймовірне надання Томосу?
Маючи своїх «воинов русского мира», маючи інформаційні та фінансові ресурси, РПЦ ще завдасть величезної шкоди безпеці нашої держави. 12:25
Сергей Носенко
Brexit – это хороший пример для Украины
Для Украины Brexit – хороший кейс о том, что экономические интересы государства должны стоять на первом месте и никогда не опускаться в этом рейтинге. 15:06
Василь Вовк
Це поганий колгосп із партійною символікою
Парламенту варто знати, що звільнення Генпрокурора за його бажанням і припинення його повноважень внаслідок недовіри – це окремі процедури. 17:02
Георгий Тука
Кремлівські ставки
З моєї точки зору, Росія розглядає два варіанти: перший — просування «проросійського» кандидата на посаду Президента, другий — просування свого (але, начебто, «проукраїнського») кандидата… 14:08
Алексей Ботвинов
А ну ее, эту культуру
Куда придет Украина, если в интеллектуальной элите нет понимания аксиомы, что государство без культуры обречено на деградацию, в том числе и экономическую? 11:09
Андрій Лисюк
Чи дійсно закон №2548 зупинив «маски-шоу» для бізнесу?
Перші результати застосування змін у кримінально-процесуальному законі. 10:43
Станіслав Куценко
До уваги батьків
Щоб не забирати у батьків дорогоцінний час, отримати свідоцтво про народження можна просто у пологовому будинку. 15:08
Георгий Тука
Шоу «выборы» відбулось. Що далі?
Путіну не потрібні окремі шматочки двох областей. Кремль буде намагатися взяти під контроль всю нашу державу, інтегруючи в український політикум своїх агентів впливу. 09:52
Андрей Степаненко
Зоофетишизм
Народные избранники не оставляют потуги возвысить животных в правах до людей и выдают новые и новые литературные перлы. 10:01
Сергій Руденко
Юлія Чернінька: Якісна книга ніколи не поступиться місцем смартфону
Про “дорослу” і “дитячу” літератури в Україні — у розмові із Юлією Чернінькою