26 января 2017 г.
Робби Грэмер | Foreign Policy
Вот как выглядит наращивание мощи России в Арктике
«Американские чиновники все больше осознают, что открывающаяся для доступа Арктика становится все более важной, даже «стратегической», как часто говорят в Вашингтоне», — пишет журналист Робби Грэмер в американском издании Foreign Policy. Однако, как отмечает автор, кажется, что Арктика «все время проваливается в бюрократические дыры американской машины по разработке внешней и оборонной политики». В то же время Россия, по словам Грэмера, пользуясь таянием арктических льдов, «усиливает свое военное присутствие в регионе». «Конгрессмены и уходящие со своих постов чиновники Минобороны надеются, что США при Дональде Трампе смогут, наконец, включиться в эту игру мировой верхушки», — говорится в статье.
Журналист цитирует Дэна Салливана, сенатора-республиканца от штата Аляска, который заявил, что до недавнего времени «национальной стратегии безопасности в Арктике», с точки зрения США и Пентагона, «на самом деле не существовало». Заявление прозвучало на мероприятии, прошедшем в американском аналитическом институте — Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Такая ситуация «стала меняться немного запоздало во время президентского срока Обамы», отметил Салливан, но этих изменений недостаточно, «особенно принимая во внимание лихорадочные усилия Москвы в последние годы по перестройке российских военных баз и инфраструктуры к северу от Полярного круга». Как пишет издание, Салливан продемонстрировал карту развертывания российских сил в Арктике. «За последние годы Россия представила свое новое арктическое командование, четыре новые арктические бригадные боевые группы, 14 новых действующих аэродромов, 16 глубоководных портов и 40 ледоколов при еще 11 строящихся», — сообщает автор, отмечая, что у «США только один рабочий ледокол в Арктике, а другой сломался».
«Магистрали Арктики — это ледоколы, — цитирует издание сенатора Салливана. — У России — суперскоростные автострады, а у нас — грязные дороги с выбоинами».
«Некоторые из кабинетных назначений Трампа позволяют полагать, что, несмотря на царящий в администрации хаос по поводу научной доказанности изменения климата и его влияния на проблемы безопасности, к вопросам Арктики все же прислушаются», — считает автор статьи. Так, отмечает журналист, Рекс Тиллерсон, бывший глава нефтяной компании ExxonMobil, выдвинутый Трампом на должность госсекретаря, «хорошо знаком с проблемами энергетики в Арктике». «В конечном счете, значительная часть интересов США в Арктике основывается на обширных запасах нефти и природного газа, которые, как полагают, находятся под морским дном», — пишет издание.
Также издание цитирует генерала Джеймса Мэттиса, выдвинутого Трампом на должность главы Пентагона. «Арктика — ключевая и стратегическая территория. Россия предпринимает агрессивные действия по усилению своего присутствия там. Я сделаю приоритетным развитие интегрированной стратегии по Арктике», — написал Мэттис, отвечая на вопросы Конгресса, по словам сенатора Салливана.
Однако, как отмечает журналист, «проще сказать, чем сделать». Ссылаясь на Джима Таунсенда, который до избрания Трампа был главным чиновником в Пентагоне по Европе и НАТО, издание пишет, что «Арктика не очень вписывается в бюрократическую структуру машины по разработке политического курса в Вашингтоне». Как заявил чиновник, «в Пентагоне Арктика немного осиротевший вопрос».
«В первые дни вступления в должность Трамп не уточнил своего политического курса по Арктике», — пишет журналист, и «возможно, он этого не будет делать еще какое-то время», учитывая насыщенность его повестки. «Но если предполагаемое сближение Трампа с Россией не удастся, на Севере может стать горячо», — заключает автор.
Источник: Foreign Policy