Кто ты Баба Яга?
Баба-Яга — едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Почему бы в этом не разобраться?
«Помолюся я поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час».
Старинное любовное заклятие
Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная-эта героиня русских народных сказок. Внешность ее пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, груди болтаются до пояса, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?). Глаза горят красными сполохами. Вот-вот сейчас налетит она из чащи в своей ступе каменной, схватит непослушного мальчонку и унесет за синие леса, за высокие горы в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. Да не просто так, а зажарит в русской печке. И откуда только взялась эта мрачная лесная волшебница-Баба-Яга? Где тут правда, где вымысел? Ведьма она, что ли? А если не ведьма, тогда кто?
Слово в защиту Бабы — Яги
Как внештатный адвокат Бабы-Яги заявляю: первое, на что стоит обратить внимание,-нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные пацаны, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие «убивцы» проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних.
Ведьма ли Баба — Яга?
Ведьмы, по представлениям наших предков, были разные. Само слово «ведьма» означало-знающая, ведающая женщина, специалистка по черной или белой магии. Однако, по описанию в сказках, она не похожа на подлинных ведьм, которые в ночь на Ивана Купалу слетаются на Лысую гору на шабаш. Подлинные ведьмы в миру похожи на простых женщин. Даже могут слыть писаными красавицами. Но по своей черной природе они призваны творить только зло. Для этого ведьма способна превратиться в птицу, например, сороку, предстать полевой мышью. Она-оборотень. Баба-Яга же ни в одной сказке ни в кого не превращается и не пытается соблазнить героя сексуальными утехами. На шабаш наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С вурдалаками всякими в любовные отношения Яга не вступает, с колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого.
Что хорошего можно сказать про Бабу — Ягу?
В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную волшебником красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у ней выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень-не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее-все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
Почему Бабу — Ягу так зовут?
Ох, как нелегко ответить на этот вопрос. Первая часть имени волшебницы подсказывает, что она весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба-бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков и в общем-то покончивших с золотым временем собственного детопроизводства. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но еще указывает на ее детородную немощь.
Вторая часть ее имени однозначной трактовке не поддается. В старом русском языке слова «яга, ягая, ягинична» обозначали одежду из шкуры жеребенка или иную, но шерстью наружу. В мифологии славян это был непременный атрибут костюма волшебника подземного мира, нежити, или нечисти. Глагол «ягать» означал браниться, шуметь, бушевать. Может быть, наши предки, называя «ягой» лесную женщину, отмечали ее вздорный характер или особенную одежду. Кстати, сходный персонаж есть в мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую волшебницу зовут Едзя (лесная старуха), или кошмар.
Костяная нога и другие магические атрибуты Бабы — Яги
Народная фантазия стремилась отразить хозяйку избушки на курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог ей на лбу пришлепают, то огромный нос до потолка, вислые груди до пояса, подслеповатость, то припишут даже звериное обоняние. Между прочим, женщин с гипертрофированно большими грудями изображали как богинь еще европейские охотники на мамонтов, жившие эдак 20-30 тысяч лет назад. Уж не память ли это о связи Яги с древними культами плодородия? Но самый четкий признак Бабы-Яги-ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В любом случае с одной ногой у нее что-то неладно. К чему бы это? А вот к чему. В очень древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или навь. Навь, по славянским поверьям,-душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мирa, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.
Почему Яга часто ездит в ступе? Ступа в славянской мифологии-это транспорт мертвых, не живых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль как бы стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает. Метла-специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы. Например, по древней традиции, на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.
Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
В сказках Баба-Яга живет в разных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река-это граница между белым светом и загробным миром. Баба-Яга-будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост-по верованиям древних индоевропейцев-разделяет реальный и ирреальный (волшебный) миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье, не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).
И Баба — Яга была когда — то молодой…
В русских волшебных сказках от мифологического образа Бабы-Яги, так же как и от Кащея или трехглавого Змея веет глубокой стариной. Попробуем собрать воедино мелкие штрихи в описании историй с Бабой-Ягой-ведь они несут печать религиозных представлений о волшебстве наших предков тысячелетней давности.
В сказке о Василисе Прекрасной Баба-Яга выведена как волшебница прямо-таки космического масштаба. Она каждый день в ступе весь белый свет облетает, следит за порядком. Боги рассвета, дня и ночи-все у нее в услужении. Вокруг дома Яги частокол с черепами, вместо ворот-кости, вместо замков- челюсти. В этом описании, видимо, сохранились еще легенды каменного века о всемогущей власти женской богини.
Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи.
Образ Бабы-Яги, видимо, когда-то связывался с огненными культами, которые совершали и женщины-жрицы, и мужчины-жрецы. Может быть, именно поэтому в сказке череп с забора у дома Яги пышет волшебным пламенем. Кроме огненной магии-наша лесная волшебница, вероятно, принимала участие в обрядах испытания молодежи, которую учили терпеть боль. Поэтому в сказках появились сцены, когда Яга может из спины героя вырезать ремни или в печь его на лопате заталкивать. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.
Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством. Именно к ней, за Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе волшебного коня. А по сути дела-тренированного боевого скакуна.
И наконец, следует рассказать о совершенно необычном образе Бабы-Яги в русских заговорах, в которых она предстает как великая жрица любви. В старинных заклинаниях на любовь часто упоминается огромный дуб, что растет в чистом поле. Из-под корней этого дерева, услышав мольбу о помощи, выходит Баба-Яга. Прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную. Волшебница зажигает тридевять (то есть 27) дубовых no-денниц. И от этого волшебного пламени в душе и всем теле девушки вспыхивает такое же горячее ответное чувство. В другом варианте молодец просит помощи у 77 Баб-Яг и у их 77 Баб-Ягишен. Снова эти волшебницы своими заклятьями, клюками и метлами вселяют страсть в тело девушки. Они разжигают дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает великое желание любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть. Становится безумной от любовной горячки.
Вот так-то. У кого богиня любви-прекрасная Афродита, а у нас Баба-Яга. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, есть ей что и нам поведать и вспомнить.

Голая ведьма с большими сиськами
Эротические мульты с бабой Ягой