14 марта 2017 г.
Пауль Лендвай | Der Standard
Роль Германии
«Германия в целом и канцлер Ангела Меркель в частности являются излюбленными мишенями для нападок левых и правых популистов из ЕС», — замечает комментатор Der Standard Пауль Лендвай. Всплески раздражения тех же польских правых националистов во главе с влиятельным политиком Ярославом Качиньским «на фоне внушительных финансовых вливаний из Брюсселя в бюджет страны не так опасны для будущего всего ЕС, как последствия «Брекзита» или предстоящие выборы в Нидерландах и, тем более, во Франции».

«Левые популисты в Италии и Греции практически всегда связывают свои антиевропейские высказывания с выпадами в адрес правительства Меркель», — говорится в статье. Тем временем президент Турции, «ослепленный жаждой власти, обрушивает беспрецедентные канонады ругательств на Берлин в связи с запретом на предвыборные выступления ведущих турецких политиков в Германии».

«Германия, — уверен Лендвай, — в противовес политике умиротворения, проводимой некоторыми небольшими европейскими государствами, остается надежной скалой и в вопросе сохранения санкций, наложенных на Россию из-за управляемого из Кремля конфликта на востоке Украины».

Однако «Германия не имеет ни намерения, ни сил становится предводительницей западного мира», полагает обозреватель. «Несмотря на все рассуждения на эту тему, на фоне проблем, обрушившихся на Европу, и будущих угроз ФРГ рискует оказаться скорее в изоляции. Поэтому предстоящий на этой неделе визит Меркель в Вашингтон — это поездка в неизвестность. Для расколотой Европы, которой угрожает агрессивность диктаторов Эрдогана и Путина, непредсказуемость Трампа — прежде всего хаотическое состояние дел с Россией — становится опасным вызовом».

«Вопрос о том, сможет ли канцлер влиять на будущий внешнеполитический курс администрации США, в первую очередь в отношении России и глобальной торговли, пока остается открытым. В любом случае Германия — не козел отпущения для всякого рода национал-популистов, а необходимый как никогда со времен Второй мировой войны якорь безопасности в мире, который трещит по швам», — подытоживает автор.
Источник: Der Standard

 

 

14 марта 2017 г.
Колум Линч | Foreign Policy
Белый дом стремится сократить финансирование ООН на несколько миллиардов долларов
«Сотрудникам Госдепартамента поручили изыскать способы, как урезать более чем вполовину ассигнования Соединенных Штатов на программы ООН», — утверждает Foreign Policy, ссылаясь на три неназванных источника. «Это знаменует беспрецедентный отказ администрации Трампа от международных операций по поддержанию мира, по предоставлению вакцин для детей, отслеживанию незаконных разработок ядерных вооружений и содействию мирным переговорам от Сирии до Йемена», — пишет журналист Колум Линч.

В четверг Белый дом должен обнародовать проект бюджета на 2018 год. «Ожидается, что расходы на Госдепартамент, Агентство международного развития (USAID) и другие программы помощи зарубежным странам и международным организациям, в том числе ООН, будут урезаны — на 37% максимум», — пишет Линч. По данным автора, сейчас США выделяют ООН около 10 млрд долларов в год.

«По словам одного европейского дипломата, 9 марта в Нью-Йорке, на встрече за закрытыми дверями, американские дипломаты предостерегли ключевых членов ООН, в том числе богатых доноров из Европы, Японию и Северную Корею, что следует «ожидать крупных финансовых ограничений» ассигнований США в ООН», — говорится в статье.

По мнению обозревателя, секвестр больше всего ударит по программам ООН, которые финансируются из бюджета Бюро по делам международных организаций — подразделения Госдепартамента. Это, например, миротворческие усилия ООН, а также ЮНИСЕФ и ПРООН. «Посмотрим, пострадают ли так сильно другие агентства ООН, которые пользуются популярностью в Конгрессе, — например, Всемирная продовольственная программа и ооновские программы помощи беженцам, которые финансируются, соответственно, с отдельных счетов министерства сельского хозяйства США и Госдепартамента. Но один источник, следящий за проектом бюджета, сказал, что администрация Трампа задумалась о сокращении финансирования программ гуманитарной помощи максимум на 36%», — говорится в статье.

Эксперт Ричард Гаун (European Council on Foreign Relations) говорит, что столь масштабный секвестр вызовет «хаос». Он замечает: в прошлом году Управление ООН по делам беженцев (UNHCR) получило от США 1,5 млрд долларов, а весь его бюджет составил 4 млрд долларов. Если сократить американские ассигнования, «возникнет зияющая дыра, которую будет трудно заполнить другим крупным донорам».

«Умножьте это на сокращения в других гуманитарных агентствах типа Всемирной продовольственной программы, и вы обнаружите, по сути, разрушение международной гуманитарной системы в ее нынешнем виде», — добавил Гаун.

Линч комментирует: «Проект бюджета подтверждает, что администрация Трампа меняет приоритеты — вместо поддержки дипломатии и помощи зарубежным странам увеличивается финансирование вооруженных сил США».

«На прошлой неделе американские чиновники в Вашингтоне и Нью-Йорке узнали, что их попросят изыскать способы сократить расходы со счета Бюро по делам международных организаций на обязательные и добровольные программы ООН. Например, сотрудникам Госдепартамента поручили изыскать возможности сократить бюджет миротворческих программ ООН на сумму до 1 млрд долларов, говорит один из источников. США выделяют на обеспечение миротворцев около 2,5 млрд в год», — сообщает издание.

По мнению автора статьи, сокращение расходов ударит по госсекретарю Рексу Тиллерсону и полпреду США в ООН Никки Хейли.

Правда, лидеры демократов и республиканцев в Конгрессе уже выразили обеспокоенность планами по сокращению бюджета Госдепартамента. Лидер сенатского большинства Макконнелл заявил, что президентский проект бюджета вряд ли будет принят.

«Дипломаты из ООН и иностранные лидеры ожидают, что США попытаются прекратить финансирование некоторых агентств, не популярных среди консерваторов, в том числе Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), который получает от США около 35 млн долларов в год на программы планирования семьи, и Рамочной конвенция ООН об изменении климата», — говорится в статье.

Израиль и Конгресс США давно критикуют БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ), обвиняя его в пропалестинской предвзятости. «Но один дипломат сказал, что БАПОР, возможно, не тронут, так как оно снимает с Израиля обязанность заботиться о некоторых палестинцах, а сам Израиль считает эту программу фактором укрепления стабильности», — передает журналист.
Источник: Foreign Policy

 

 

14 марта 2017 г.
Энтони Файола, Стефани Кирхнер | The Washington Post
Трамп готовится к встрече с Меркель — «решающей фигурой в ЕС» — после холодного начала отношений
«Он попытался закрыть дверь для мусульманских беженцев. Она ее открыла. Он называет себя жестким переговорщиком. Она — мастер выстраивать консенсус с ровным темпераментом. Он хочет поставить Америку на первое место. Она — прежде всего, глобалист, — пишут Энтони Файола и Стефани Кирхнер вThe Washington Post. — Президент Трамп готовится встретиться с немецким канцлером Ангелой Меркель на этой неделе в Белом доме. Это будет первая встреча лицом к лицу для нового американского главнокомандующего и женщины, известной как «решающий голос Европы». Лицом к лицу два лидера, у которых так мало общего, запоздало попытаются выковать отношения, которые могут определить будущее трансатлантических связей».

Визит, изначально намеченный на вторник, перенесен на пятницу из-за погоды в Вашингтоне.

«Хотя Меркель была одной из «боксерских груш» Трампа во время его кампании, она готова оставить это в стороне», — говорится в статье.

«Говорить друг с другом, а не друг о друге будет моим девизом на время этого визита, которого я жду с нетерпением», — сказала Меркель в понедельник в Мюнхене.

«Примет ли Трамп этот подарок, можно только гадать, но визит Меркель, несомненно, привлечет внимание к серьезным опасениям Берлина по поводу его нетрадиционного президентства. К ним относятся страхи по поводу надвигающейся торговой войны и подрыва Европейского союза, а также тревоги из-за жесткого подхода к принятию решений по Ближнему Востоку, которые могут спровоцировать новый кризис с беженцами», — говорится в статье.

«Меркель хочет продемонстрировать политическому миру в Германии и Европе, что она в состоянии справиться с Трампом, — сказал Джозеф Дженнинг, глава берлинского офиса Европейского совета по международным отношениям. — Меркель знает, что часть стратегии Трампа — запугивать партнеров по переговорам. Поэтому фрау канцлер должна продемонстрировать определенную холодность, чтобы показать, что этим ее не проймешь».
Источник: The Washington Post

 

 

14 марта 2017 г.
Фарян Сабахи | Corriere della Sera
Будет ли Украина принесена в жертву договору Трампа с Путиным?
Итальянская журналистка и историк Фарян Сабахи побывала в Киеве и рассказывает в репортаже дляCorriere della Sera о перспективах Украины и о том, чего страна может ждать от президента США Дональда Трампа.

«Трамп непредсказуем, но в Вашингтоне мало кто симпатизирует Москве: весьма вероятно, что новая администрация будет защищать украинский суверенитет и продолжит оказывать финансовую и военную помощь», — сказал журналистке Михаил Минаков, украинский политолог и философ, преподающий в Киево-Могилянской академии. А вот Владимир Федорин, соратник бывшего одесского губернатора Михаила Саакашвили и сооснователь Bendukize Free Market Center в Киеве, считает, что «сближение США и России может быть опасным для Украины».

 

«Может ли новый президент США признать российскую аннексию Крыма? — говорится в статье. — Не принесут ли Киев в жертву на алтарь реальной политики? Многие так подумали, особенно после выбора Рекса Тиллерсона на должность госсекретаря».

 

Поэтому, объясняет журналистка, «в Киеве многие вздохнули с облегчением», когда в прошлом месяце Тиллерсон заявил главе российского МИДа Сергею Лаврову во время встречи на полях G-20 в Бонне: «Мы ожидаем, что Россия выполнит обязательства Минских соглашений и будет предпринимать усилия по деэскалации насилия на Украине».

 

«После трех лет войны все сходятся на том, что конфликт закончится только тогда, когда Путина не будет в Кремле», — пишет автор. Как отметил Минаков, Минские соглашения, заключенные между Киевом и Москвой при поддержке Германии и Франции, не привели к разрешению конфликта, «но других опций нет». «Президент (Порошенко) сосредоточил всю власть в своих руках, нарушая закон и конституцию», — заявил политолог в беседе с изданием. Это «отклонение в сторону авторитаризма» усугубляется националистскими группами: «На выборах за них голосуют только 2% избирателей, но они проникли в спецслужбы и политические круги».

 

«По мнению Европейского совета по международным отношениям, Украина остается самой советской из бывших республик СССР, — говорится в статье. — Борьба с коррупцией — это главный приоритет». Автор пишет, что «Брюссель мог бы внести вклад в реформу госуправления и судебной системы».

 

«Реформы необходимы для того, чтобы дать новый старт экономике», поскольку после протестов Евромайдана ВВП Украины упал на 15% в 2015-2016 годах, отмечает Сабахи. По словам Катерины Зарембо, заместителя директора Института мировой политики в Киеве, ЕС — это главный торговый партнер Украины, но, если принимать во внимание государственные компании, на первом месте — Россия.

 

Автор анализирует возможные сценарии для Украины: «Боящиеся агрессии Кремля и пребывающие в замешательстве после первых шагов администрации Трампа украинцы могут примкнуть к Евросоюзу, могут окончательно перейти в зону влияния России, а могут остаться в серой зоне, где они все равно будут в сфере досягаемости Москвы».

По словам Зарембо, 55% украинцев — за «европейское решение, поскольку только оно гарантирует сохранение страны при соблюдении западных стандартов прозрачности, выборов и прав человека, которые мы бы хотели перенять».
Источник: Corriere della Sera

 

 

14 марта 2017 г.
Корреспондент | Der Spiegel
Евросоюз продлевает санкции против приближенных Путина
Евросоюз продлил санкции, наложенные на некоторых представителей ближнего круга российского президента Владимира Путина и пророссийских сепаратистов, еще на полгода, сообщает Der Spiegel. «Оценка ситуации не дает оснований для изменение санкционного режима», — заявили в ЕС.

Всего меры коснулись 150 человек, причастных к началу конфликта на Украине: их имущество в ЕС остается «замороженным», а въезд в страны Евросоюза — закрытым. Помимо физлиц, санкции введены против 37 компаний и организаций. Обязательным условием для их отмены европейцы называют полную реализацию минских договоренностей для достижения мира на Украине, напоминает корреспондент. В последнее время «никакого прогресса не наблюдается», говорится в статье.

Среди самых известных имен в черном списке ЕС оказались зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин, советник президента Сергей Глазьев, а также бизнесмен и миллиардер Аркадий Ротенберг, считающийся приближенным и союзником Путина.

Между тем санкции практически не сказываются на лицах, против которых они введены, если те не имеют имущества и счетов в ЕС и у них нет желания ездить в Европу. По данным источников, близких к руководству ЕС, вероятно, так и есть для большинства из 150 фигурантов списка.

Куда более действенной мерой, добавляет Der Spiegel, являются экономические санкции против России, которые ЕС продлил в декабре еще на полгода, до 31 июля 2017. Они касаются российских банков, оборонных компаний и нефтегазовой отрасли. Следующая проверка на предмет продления санкций состоится летом.
Источник: Der Spiegel

 

 

14 марта 2017 г.
Штефан Бойтельсбахер, Нандо Зоммерфельдт, Хольгер Цшепиц | Die Welt
Следующие 48 часов могут изменить мир
Уже через 48 часов «мир будет не таким, как сейчас: события последующих двух дней отразятся на глобальных рынках, европейской валюте, изменят лицо Европы и, возможно, приведут к банкротству целой мировой державы», утверждают экономические обозреватели немецкой газеты Die Welt Штефан Бойтельсбахер, Нандо Зоммерфельдт и Хольгер Цшепиц.

«Начиная с июня 2016 года все говорят о «Брекзите», но на самом деле его еще не было, — пишут авторы: — официальная заявка на выход Великобритании из состава Евросоюза согласно 50-й статье (Лиссабонского договора. — Прим. ред.) еще не подана. (…) Но уже во вторник может быть подписан закон, после принятия которого британский парламент согласится задействовать 50-ю статью. А после одобрения королевы Елизаветы II премьер-министр Тереза Мэй подаст заявку в Евросовет». Большинство экспертов уверены, что Мэй сделает это уже во вторник или среду. Отдельные политологи полагают, что Мэй начнет процедуру не накануне выборов в Нидерландах, а только в конце марта.

«В результате начнется жесткая часть «Брекзита», — говорит аналитик рейтингового агентства Fitch Джеймс Маккормак. По его словам, британцы окажутся в сложной ситуации. В частности, большим неизвестным в их случае является «счет, который британцам выставит Европа». Уже сейчас долги — огромная проблема для Великобритании: государство и жители страны живут не по средствам. Уровень задолженности составляет порядка 90% ВВП. Для Британии исключительно важен иностранный капитал, «и, если инвесторы потеряют доверие, стране грозит финансовый кризис, как в 1970-х, когда Великобритании помог МВФ. Таким образом, многое зависит от реакции иностранных инвесторов на заявку на выход страны из ЕС», — констатируют журналисты. Deutsche Bank, к примеру, предрекает, что после начала процедуры британский фунт обесценится на 6%.

«Предстоящие выборы в Нидерландах станут началом европейского года супервыборов», — продолжают журналисты. Если победит правый популист Герт Вилдерс, у него вряд ли будет шанс создать правительство большинства, однако в ЕС боятся эффекта домино: «правый край» станет в Европе приемлемым и перспектива победы Марин Ле Пен на президентских выборах во Франции уже не будет отпугивать избирателей.

А в среду вечером глава Федерального резерва США Джанет Йеллен сделает то, что явно не понравится миру: поднимет ставку. А «если самый могущественный центробанк мира поднимет цену на самую важную мировую валюту, побочные эффекты не исключаются», — пишут авторы.

Финансовые рынки называют это «проклятьем Федрезерва США», напоминая, что каждому биржевому коллапсу предшествовали повышения базовой ставки, как это было в 1974, 1987, 2000 и 2008 годах. Это событие, как подчеркивает газета, «может свести на нет все политические планы президента Дональда Трампа». «Программа по стимулированию экономики стоимостью в триллион долларов, которая будет финансироваться в основном в кредит, может быть реализована только при помощи дешевых денег», — указывают обозреватели.
Источник: Die Welt